Парк скульптур Вигеланда в Осло – отчет мастера перед человечеством

На рубеже XIX и XX веков Норвегия, переживавшая культурный подъем, дала миру знаменитых деятелей искусства. Первые имена, возникающие в памяти: музыка – Григ, живопись – Мунк, литература – Гамсун, драматургия – Ибсен… Но, вероятно, любой человек, побывавший в Осло, продолжит этот список чуть менее известным у нас именем: скульптура – Вигеланд.

Парк скульптур Вигеланда, Осло

Музеи одного художника не так уж редки. Существуют и скульптурные парки. Но результат творчества Густава Вигеланда – качественно иное явление. Это музей под открытым небом, все скульптуры которого объединены авторским замыслом.

Вигеланду, в историческом плане, несказанно повезло. Изготовить даже одну скульптуру ростом два с лишним метра – недешёвое предприятие. А в парке таких работ (чаще это скульптурные группы) более двухсот, и расходы на их создание взяли на себя городские власти.

Надо было высоко ценить мастера (конечно, уже известного ко времени утверждения замысла), чтобы принять столь обязывающее решение. В ответ на доверие скульптор взял не меньшее обязательство. Произведения, созданные им для парка, переходят в государственную собственность. В результате обе стороны оказались в выигрыше. Но гораздо существеннее повезло кому? Да, человечеству!

Скульптуры парка

Все фигуры в парке обнаженные. Конечно, это соответствует греческой традиции, но дело, вероятно, не столько в этом. Мы приходим в мир без покрова, переживаем одни и те же жизненные этапы, движимые, по сути, общими желаниями, надеждами и страстями. Одежда всего лишь дает защиту от природы. Да еще статус, который в вечности представляется не более чем условностью. Задачей мастера было показать человека вне персонификации и времени.

Отвлекаясь от плана построения парка, посмотрим на его отдельные скульптуры, которые в совокупности, быть может, дадут нам понятие об экспозиции в целом.

Детство. Капризное, с постоянной сменой настроений, еще не осознающее себя.

Детство. Капризное, с постоянной сменой настроений, еще не осознающее себя.

И оно же, уже набирающее силу и бездумно устремленное в будущее.

Детство, летящее в юность

Рядом с играющими детьми – летящая юность..Она тоже пока не заглядывает в завтрашний день.

Беспечная юность

Любовь. В ее предельной стадии, когда двое поглощены исключительно друг другом.

Всепоглощающая любовь

Счастье материнства. Своеобразная мадонна, несущая в мир нового человека.

Мадонна Вигеланда

И та же тема в другом ключе. Мать, посвятившая свою судьбу детям и оказавшаяся у них в плену.

Мать в плену у детей

Дедушка, ведущий внука по жизненной тропе и передающий ему накопленную мудрость.

Дедушка с внуком

Дружба. Подними упавшего, даже если тебе это сделать не легче, чем ему подняться самому.

Дружба

…И вражда. Двое смотрят в разные стороны. Но спинами они тесно соприкасаются, и понятно, что им не обойтись друг без друга.

И вражда

Круг человеческого бытия

Один из горельефов, представляющих круг человеческого бытия, показывает его завершение. А на соседнем изображении смерть благословляет любовь и появление новой жизни. “Любовь и Смерть – как сестры”, помните у нашего классика?

Любовь и смерть

Не все скульптуры в парке воспринимаются однозначно. Символику некоторых из них каждый может интерпретировать по-своему. Собственно, в этом и состоит внутреннее богатство искусства.

Мужчина, отбивающийся от младенцев. В чем смысл коллизии? Быть может, человек, еще в расцвете сил, чувствует наступление нового поколения и уже боится его?

Отбивающийся от младенцев

“Придет, придет и наше время,
И наши внуки в добрый час
Из мира вытеснят и нас!”

А здесь люди, в едином порыве устремившие взгляд в небо. Ожидающие чуда? Или обратившиеся к Надежде, которая одна держит их в этом мире?

Парк скульптур Вигеланда Осло

Группа атлетов, поднимающих тяжелую чашу. Быть может, это евангельская чаша судьбы человечества, которую оно удерживает общими усилиями, но в первую очередь груз падает на избранных.

Поднимающие чашу

Изображение сродни другому, воспетому поэтом, где

“Атланты держат небо
На каменных руках”.

И, наконец, главный символ парка – обелиск “Монолит” – колонна из человеческих тел.

Обелиск Монолит

Аллюзия на Вавилонскую башню? Пределы понимания замысла автора очень широки. Можно, например, объяснить его так: человечество стремится вверх, к Солнцу, к совершенству. Новые поколения, опираясь на предыдущие, поднимаются все выше, и процесс этот никогда не окончится.

Завершение работы мастера

Густав Вигеланд завершил земной путь в 1943 году, выполнив задачу своей жизни. Он успел разработать концепцию парка и создать все задуманные скульптуры. Открытия комплекса, правда, он уже не увидел.

Оценки творчества мастера неоднозначны. Да, он знаменит у себя на родине и известен за её пределами. Но кем он остался в истории искусства: новатором, осуществившим грандиозный замысел? Или только талантливым последователем великого символиста Родена, чьи работы он изучал в юности?

Наверное, каждый ценитель искусства, да и просто человек, не равнодушный к нему, сделает на эту тему какие-то выводы, посетив знаменитый парк Вигеланда. Где он сможет в немалой степени обогатить свой духовный мир.

Где находится Парк Вигеланда:

Text.ru - 100.00%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *